Какой бензин разливают на отечественных АЗС: известны результаты исследования топлива А-95
Эксперты Института потребительских экспертиз провели очередное исследование, в ходе которого было определено какого качества бензин A-95 разливают по бензобакам машин украинских автомобилистов.
Результаты исследования опубликованы на официальном сайте Института. Прошлого месяца экспертам удалось обнаружить довольно много нарушений в данной области.
Специалисты уже давно знакомы с довольно нехитрыми манипуляциями и специальными химическими реагентами, с помощью которых некоторые «умельцы» из бензина А-92 делают А-95. Таким образом вполне возможно, что качество 95-го бензина, который «разливают» на украинских заправках, может быть еще под большим вопросом, поскольку продается его значительно больше, нежели 92-го.
Именно этот вопрос и заинтересовал исследователей Института потребительских экспертиз, которые провели рейд по сетям автозаправочных станций, которые пользуются особой популярность в украинских автомобилистов. Как стало ясно в последствии, что, заправляясь бензином А-95, можно невольно попасть в историю с не очень веселым концом.
Больше всего внимания было уделено большим сетям АЗС всеукраинского масштаба, но для чистоты эксперимента образцы топлива для анализа также взяли на региональных заправках, которые позиционируют себя на топливном рынке как дискаунтеры. Пробы брали по всей территории Украины, поэтому в руки экспертов попали образцы бензина 12 сетей: ОККО, АС Ойл, Avantage 7, KLO, МОТТО, Sun Oil, Prime, Укрнафта, Фактор, БРСМ-нафта, SHELL, PARALLEL.
Специалисты Института распределили результат экспертизы на 3 группы (зоны) и каждой присвоили определенный цвет – зеленый, синий и красный. К первой (зеленой) были причислены сети заправок, топливо с которых подпадает под все нормативы и стандарты качества, ко второй (синей) – заправочные станции, бензин с которых не имел значительных нарушений согласно требований профильного ДСТУ, а вот в красную зону попали АЗС, продающие некондиционное топливо, то есть такое, которое имеет отклонения в показателях качества.
Все собранные образцы были исследованы в сертифицированной лаборатории, где их подвергли тщательной проверке на соответствие нормам профильного ДСТУ 7687:2015 (бензин А-95-Евро5). Во время проведения экспертизы специалисты проверили топливо на октановое число, содержание серы, объемные части ароматических углеводородов и бензола. Помимо этого, пробы бензина проверили на предмет наличия аминов (запрещенные присадки, повышающие октановое число).
Зеленая группа
Из 12 АЗС в зеленую зону попали только образцы 5 заправок – SHELL, ОККО, KLO (топливо украинского производства SHEBEL), PARALLEL и Prime. Сначала эксперты проверили октановое число собранного топлива, которое определяет стойкость бензина к преждевременной детонации в камере сгорания двигателя. Согласно общеустановленному нормативу, 95-й бензин должен иметь октановое число не менее 95. Самые лучшие результаты показала сеть заправочных станций ОККО, в топливе которой данный показатель составил 96,2 ед. Далее идут SHELL и быстрорастущая сеть Prime, октановое число топлива которых составил 96,2 ед. и 96 ед. соответственно. В их коллег – PARALLEL и KLO – оказалось по 95,9 ед.
Что касается уровня содержания серы, который напрямую влияет на срок службы двигателя, то здесь у всех 5 АЗС данный показатель полностью соответствовал нормам Евро 5. Самый низкий показатель был обнаружен в SHELL (3,9 мг/кг) и ОККО (4 мг/кг). Немного больше в PARALLEL, KLO и Prime, в топливе которых было обнаружено содержание серы около 5 мг/кг.
Содержания ароматических углеводородов в топливе всех 5 компаний также соответствует общеустановленным нормам. В пределах нормы также оказался и показатель на уровень содержания бензола. Это токсичное вещество, которого в топливе должно быть как можно меньше, поскольку оно негативно влияет на ресурс двигателя. Экспертиза показала следующие результаты: SHELL – 0,39%, ОККО – 0,45%, PARALLEL – 0,47%, KLO (SHEBEL) – 0,5%. Хотим подчеркнуть, что норма не выше 1%.
Ну и конечно же, эксперты проверили топливо на содержание аминов – токсичных присадок, которые используют для повышения октанового числа. Они запрещены в Украине и во всем мире. Как и ожидалось, аминов в исследуемом топливе зеленой зоны не обнаружили.
Синяя группа
В синюю зону попали сети автозаправочных станций Укрнафта, Avantage 7 и Фактор, 95-й бензин которых соответствовал всем требованиям ДСТУ, но, так сказать, впритык. Если учесть, что данные компании преподносят себя как дискаунтеры, то есть предлагают более низкие цены на рынке, то данный результат довольно-таки высокий. Отдельно хочется отметить низкое содержание серы в топливе заправок Avantage 7 – всего 5,2 мг/кг.
Красная группа
В красную зону попал бензин заправочных станций БРСМ-нафта, Sun Oil, МОТТО и АС Ойл. В их топливе эксперты обнаружили недостаточное количество октанового числа: БРСМ-нафта – 92,8 ед., Sun Oil – 94 ед., МОТТО – 94,2 ед., АС Ойл – 88,2 ед. Показатели последней сети просто шокируют. На таком топливе современный автомобиль не то, что не поедет, а даже не факт, что заведется. Скорее всего, бензин АС Ойл был произведен в подпольных условиях, поскольку завод его ни за что не выпустил бы.
Дальше не менее интересно. Содержание серы в образцах красной группы АЗС превышено более чем в полтора раза. Такая же ситуация и с бензолом. В топливе МОТТО бензол вообще завышен в два раза.
Токсичные амины обнаружили в образцах топлива сети Sun Oil. В бензине с заправок БРСМ-нафта на сей раз данных присадок не оказалось (чего нельзя сказать за предыдущее исследование), но при этом значительно просело октановое число.
Подведем итоги
Исследование показало, что на украинском рынке все больше прослеживается тенденция распространения топлива подпольного и полукустарного производства. При этом цена на подобного качества бензин совсем не маленькая. Однако, нельзя не отметить сети АЗС ОККО, SHELL и PARALLEL, которые торгуют проверенным топливом европейского и белорусского производства. Также следует отметить высокий уровень украинского бензина SHEBEL, популярность которого постепенно возрастает. Не осталась в стороне и сеть Prime, которая играет роль крупного регионального поставщика топлива.